Что такое менеджмент


Manag1Быстрое развитие отечественной рыночной экономики способствовало появлению в нем новых, многозначных терминов, одним из которых, достаточно распространенных  аналогов является «менеджмент». Для того чтобы понять, что такое менеджмент, достаточно просто вспомнить такие определения, как «управленческая деятельность», «управление». Управленческая деятельность представляет собой схему воздействия на объект управления, направленную на поддержание нужной функциональности системы.

В таком случае в роль главного субъекта управления играет менеджер, которого еще можно назвать «руководителем» или «директором».

Основные функции менеджмента становятся понятными после толкования данного определения с английского: management – «руководство», «дирекция», «умение справляться», «ведение». Соответственно, менеджмент является самостоятельным видом профессиональной организации, направленной высокие достижения фирм, работающих в рыночных условиях. Менеджер, как главное лицо структуры, должен в кратчайшие сроки решать такие задачи, как выполнение намеченных целей за счет распланированного использования трудовых и материальных ресурсов предприятия.

Сферы использования менеджмента как главного инструмента управления

manag2На данный момент функции менеджмента используются исключительно в частных компаниях, так как в отечественном управлении государственными учреждениями подобное структурное деление пока не прижилось. Происходит это отчасти и из-за того, что одной из задач данной сферы является улучшение экономической ситуации предприятия за счет определенных маркетинговых ходов, что нецелесообразно для использования в социальной работе.

Детальнее раскрыв функции менеджмента, можно проанализировать, что детализировано они затрагивают:

  • управление персоналом (требует знаний социологии, психологии);
  • изучение рынка (умение прогнозировать и быть в курсе уровня потребления выпускаемой продукции или услуг);
  • маркетинг (повышение спроса на товар, улучшение его качества);
  • логистику (старание выпускать качественную продукцию с минимальными затратами, в запланированном количестве и в запланированное время).

Соответственно, принципы менеджмента базируются не только на управлении и организации производства, но и на улучшении продукции, ее качества изготовления и сбыта. Несмотря на такое обобщение этого рыночного инструмента, менеджмент имеет различные задачи в различных предприятиях. Это касается и менеджеров. В одной компании их может быть несколько, нанятых для решения совершенно разных задач и занимающих должность отличных профессиональных уровней.

Деление менеджеров на группы

manag3Учитывая функции менеджмента, относящиеся к самым разным отделам, находящимся на предприятиях, менеджеры получают разный перечень задач. Политика каждой, независимости от направленности компании, предусматривает определенный сценарий развития, который словно по вертикали проходит от высшего звена и до низших подразделений. Условно менеджеров принято разделять на следующие группы:

  1. top manager – представители руководящего уровня
  2. middle manager – исполнители среднего значения;
  3. entry manager – основная масса служащих.

Также теория менеджмента разделяет менеджеров по их служебному заданию. Самым распространенным примером является менеджер, занимающийся непосредственно реализацией товара. Лицо, ответственное за региональную деятельность называют региональным менеджером. Если речь идет о распространении одного вида или одной марки товара, то это бренд-менеджер, если же речь идет о распространении широкой группы товаров одной направленности, то работника называют продукт-менеджером. Когда служащий будет занимать главное место в разработке конкретного проекта или плана действий, то в будущем он будет носить звание проджект-менеджер.

Высший уровень менеджмента (стратегический менеджмент)

Независимо от списка своих задач, руководитель управления нанимается для принесения максимальной прибыли своей компании. Владельцы компаний, в свою очередь, должны все время тесно контактировать с таким персоналом для взаимного ознакомления со всеми проблемами и потребностями собственного развивающегося бизнеса.

Manag4Основы менеджмента высшего уровня состоят из задач, направленных на формирование действенной стратегии постоянного и неукоснительного развития бизнеса. Менеджеры, находящиеся на высшем уровне, должны постоянно формировать деловые отношения с организациями, благодаря которым бизнес будет и далее развиваться.

При этом не должен упускаться из виду контроль над подчиненными, реализация задуманных программ и соблюдение согласованного плана работы. Все принципы менеджмента высшего уровня обычно воплощаются в жизнь только с помощью значительного участия и усилий менеджеров среднего и низшего уровня.

Средний уровень менеджмента (административный менеджмент)

Среднее управленческое звено выполняет второстепенные функции менеджмента. В основном это ориентирование на уже созданную руководством стратегию, политику и технику работы предприятия. Менеджеры, находящиеся на этой ступеньке, отвечают за неукоснительную реализацию всех намеченных планов компании, а точнее:

  • manag5разработка и контроль над системами сбыта и изготовления продукции;
  • координация и управление работниками низших звеньев;
  • корректировка организационных структур;
  • постоянное обеспечение руководства нужной информацией;
  • организация урегулированного взаимодействия подразделений предприятия.

Для выполнения таких сложных задач, средние менеджеры должны уметь быстро рассуждать аналитически и максимально реализовать полученные задания. Не менее важная задача – своевременно выявлять сбои, проблемы в работе, находить безопасные и не менее прибыльные варианты выхода из них. Работник данной должности должен быть в курсе всех моментов в рабочем процессе компании.

Менеджмент персонала

Основы менеджмента низшего звена заключаются в руководстве над исполнителями. Менеджеры данного уровня являются самой распространенной частью персонала практически в каждой компании. Так как специфика функционирования в каждой компании своя, выявить конкретные обязанности таких менеджеров достаточно трудно. Однако можно выделить следующие, обязательные для выполнения независимо от вида предприятия, моменты:

  • manag6организация процесса производства;
  • планирование технических вопросов;
  • контроль над рациональным использованием сырья;
  • соблюдение правил техники безопасности;
  • мотивация рабочих к труду;
  • предоставление информации вышестоящему руководству о работе подразделения.

Работая непосредственно со служащими, функции менеджмента низшего уровня особым вниманием сосредоточивается на общении с данным персоналом, на изучении их потребностей и жалоб.

Категории менеджмента

Виды менеджмента – это специализированные области управленческой деятельности, направленные на решение функциональных задач компании. Такое разделение данной области деятельности также понимает под собой классификацию менеджеров, нанятых для осуществления различных по признаку содержания и по признаку объекта проблем. Основы менеджмента, несмотря на их классификацию, не будут менять вышеназванных принципов и задач.

Основные виды менеджмента

В настоящее время виды менеджмента принято разделять на следующие категории:

  1. Производственный. Направлен на решение таких вопросов, как количество производимого продукта, технологии его изготовления, количество и наименование нужной аппаратуры и рабочих, постоянную взаимосвязь с персоналом.
  2. Инновационный. Проведение научных исследований, опросов, разработок, введение инноваций в производство.
  3. Снабженческо-сбытовой. Ориентирован на заключение договоров по доставкам, хранению и сбыта продукции.
  4. Менеджмент персонала. Решает все заботы с персоналом.
  5. Эккаунтинг-менеджмент. Полное предоставление необходимой информации.
  6. Финансовый менеджмент. Все вопросы, касающиеся денежных составляющих компании.

В зависимости от величины компании, и от количества работающего персонала, вышеназванные виды менеджмента могут объединяться в одну, целостную отрасль работы.

Видео про то что такое менеджмент