Что такое оферта


offer1Довольно часто в медийном пространстве – будь то реклама по телевизору или радио, информация на баннерах и билбордах, можно услышать формулировку, идущую после основного текста – «не является публичной офертой». Именно в контексте рекламы обычный потребитель наиболее часто слышит слово «оферта» и, казалось бы, к ней оно имеет прямое отношение, на самом же деле, оферта имеет так называемое широкое «применение».

Понятие «оферта»

Чтобы понять, что такое оферта достаточно обратиться к лингвистической составляющей слова. Образованное от латинского слова «offero», оно переводится как «предлагать». В связи с этим несложно дать определение термину, который означает «предложение чего-либо». По большей части, термин используется в торговых отношениях, поэтом имеет прямое обозначение – предложение, поступившее от продавца покупателю или другому кругу лиц.

Слово уверенно вошло не только в отрасль торгово-рыночных отношений, но и в банковскую, культурную, художественную, медицинскую, юридическую и прочие сферы. На данный момент это слово можно и услышать и прочитать, к примеру, в таких источниках, как театральных билетах или актах об оказании медицинских услуг.

Если же применять документальную терминологию, то предлагающий – это оферент, а принимающий предложение – это акцептант. Это формулировка фигурирует в Гражданском Кодексе Российской Федерации, часть 1, статья 435. Что касается форм оферты, то закон регламентирует, что инициатива может быть:

  • offer2как устной, выраженной в виде названной услуги, факсимильной информации, телеграммы, письма;
  • так и письменной, когда имеет место быть договор оферты.

Но стоит отметить, что официально предложение вступит в законную силу только после подписания документов, т.е. письменного подтверждения и согласия принять условия предложения второй стороной. Таким образом, можно утверждать, что главное значение придается именно тому, чтобы оферта имела документальное подтверждение, т.е. договор.

Виды оферты

В настоящей правовой практике принято подразделять оферту на 4 вида:

  • Публичная;
  • Свободная;
  • Твердая;
  • Безотзывная.

Безусловно, находящаяся на слуху и наиболее применяемая – это публичная оферта.

Публичная оферта

Такой вид оферты представляет собой предложение, направленное на покупку товара прямым потребителем, т.е. простого покупателя. Публичная оферта подразумевает, что информация о том или ином торговом продукте не может разниться по своему характеру перед людьми. Иными словами, никому не отдается предпочтения в праве выбора. Можно привести такой пример: в магазинах выставлены цены на ту или иную продукцию, в ресторанах в меню приведен список блюд, в интернет-магазине представлен ассортимент товаров.

Для публичной оферты существует ряд обязательных условий:

  1. offer3Акцептанту (потребителю) должна быть ясна мысль, что предложение подразумевает намерение заключить договор. Не должно быть никакой несуразицы и двусмысленности в услуге.
  2. В предложении о заключении договора подчеркнуты все значимые условия.
  3. Договор оферты может быть заключен с любым лицом, которое безоговорочно соглашается на условия.

Самый яркий пример такого вида инициативы – это, конечно, реклама и торговля. И в той, и в другой отрасли информация подается для неопределенного круга лиц, из которого уже вычленяется заинтересовавшийся предложением и готовый на заключение договора. Помимо условий, указывающих на закономерность публичной оферты, обязательными пунктами ее особенностей являются сопроводительные документы на услугу или товар. Среди них:

  • Гарантийные обязательства (сервисные талоны, оговоренный гарантийный срок);
  • Порядок доставки, оплаты, возврата товара;
  • Согласие на обработку персональных данных акцептанта;
  • Условия рассмотрения претензий покупателей в случае их недовольства товаром

Публичной офертой помимо этого может быть и порядок кредитования или же обслуживания клиента в банке. Этому может служить такой пример: в режиме онлайн человек может, ознакомившись с условиями оферты, согласиться на условия предоставления кредита и получить денежные средства на личный счет.

Свободная оферта

Свободной офертой называется документ, выдаваемый кругу лиц на рассмотрение. Сущность такого предложения в том, что оно не имеет временного предела и не определяет четкой связи между оферентом и акцептантом. На практике, число таких инициатив рассчитано на нескольких покупателей, т.е. имеет ограниченное количество. Смысл такого вида оферты в том, чтобы продолжить переговоры для заключения договора. Образец таких отношений заключается в том, что покупатель получает на руки какую-либо бумажную информацию, в которой оговорены условия, стоимость, выгода, и он может принять решение не сиюминутно.

Твердая оферта

offer4Твердая оферта представляет собой предложение, адресованное конкретному человеку. Само слово в составе этого термина указывает на категоричность. Как правило, составляется такой документ под одного потребителя, учитывая особенности его запросов или зная историю его покупок. В то время как публичная оферта нацелена на широкий охват потребителя, не выделяя его индивидуальных предпочтений, твердая оферта основывается на работе с конкретным лицом. В качестве формы такой инициативы выступает письмо, в котором отображены сроки осуществления продаж, условия, время для принятия решения.

В случае, если в названные оферентом сроки от покупателя не поступило согласия или же он отказался от заключения договора, предложение на тех же условиях может быть предложено новому покупателю. Но с таким же строгим подходом – в сугубо индивидуальной форме. Пример, когда твердая оферта имеет место быть, может выглядеть следующим образом: клиент получает от банка предложение о выгодном кредите с уже одобренным решением и мгновенным поступлением денег на счет.

Безотзывная оферта

При безотзывном предложении, схема «оферта и акцепт» выглядит следующим образом: сделанное ранее потребителю предложение не может быть отменено, если было получено согласие от акцептанта. Единственным выходом для отмены инициативы может быть письменное извещение об отмене оферты.

Образец такого вида предложения: акции и ценные бумаги, т.е. когда невозможно изменить условия договора по уже выпущенным документам и подписанным договорам с акционерами.

Что же касается сходства между всеми этими видами оферт, то их объединяют следующие особенности:

  1. Все они имеют основание заключить договор на покупку продукцию, предоставление услуги и проч.
  2. Большое значение имеет у всех разновидностей оферт – наличие обязательных условий будущего договора.
  3. Все оферты должны быть понятны сторонам, прежде всего, потребителю, не иметь «подводных» камней, двусмысленных понятий и завуалированных сведений.

Договор оферты

Что касается самой технологии заключения договора, то она весьма проста. Схема в данном случае выглядит как то, что одна сторона предлагает заключить договор (оферту), другая – принимает предложение, предлагает свои условия или отклоняет инициативу.

Современное общество и технологии сделали возможным, заключая такой договор, не присутствовать обеим сторонам. Это наиболее актуально, если оферта осуществляется посредством всемирной паутины, что экономит ресурсы и время обеих сторон.

offer5Что же касается деталей договора, то он имеет стандартные пункты, в которых отображается наименование контрагентов, предмета договора, цены, количества товара, его сущности, способа и формы оплаты и доставки, порядка рассмотрения жалоб, а также реквизитов и подписи оферента. Все слова и предложения должны иметь понятную и четкую формулировку. Со стороны акцептанта требуется согласиться с условиями, поставив подпись. Существует пример, когда подпись не требуется. Оферент в ответ на предложение получает оплаченный покупателем счет на ту сумму, что фигурировала в оферте. Таким образом, оплаченный счет является результатом заключения договора и вступлением его в законную силу.

Предложение и согласие

Помимо самой оферты – предложения, важную роль играет согласие, или более научное слово – акцепт потребителя. Другими словами, на оферту человек должен не то, чтобы согласиться, а дать ответ.

Свое окончательное слово о согласии или отклонении предложения покупатель должен сделать хотя бы с точки зрения делового этикета. Компанией было сделано предложение, тем более, если это была твердая форма оферты, следовательно, клиент должен известить о своем решении тех, кто потратил на него время.

В таких случаях, есть три исхода. Самый позитивный – это когда потребитель соглашается, и его акцептом выступает заключение договора. Второе – когда возникают некоторые споры между сторонами в пунктах договора,  а именно со стороны покупателя. Здесь оферент может уступить клиенту, а может не согласиться с нововведениями. И третий – наиболее негативный исход для инициатора – это отклонение клиентом предложения. В этом случае, человеку необходимо выслать письменный ответ или сказать свое устное слово, тогда сделка является незаключенной.

В общем, оферта – это отличная альтернатива долгим и трудоемким переговорам, особенно это касается случаев, когда стороны находятся в разных географических местностях, вплоть до других стран. Правда, в этом случае, стоит не забывать о правилах международной торговли, регламентирующей нормы таможенного и налогового законодательства, а также указания в договоре на условия транспортировки и порядок претензий.

Видео про то что такое оферта